Номинация
Методические материалы
по сопровождению одаренных детей средствами предметных лабораторий, центров
образовательной робототехники
Елпанова
Наталья Павловна
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
начальная
общеобразовательная школа
№95
г. Челябинска
Аннотация
работы
Организация
центра образовательной
робототехники в МБОУ НОШ № 95 г. Челябинска способствует успешному
сопровождению одарённых детей в области технического творчества. Эффективность
подтверждается участием и победами в различных конкурсах и соревнованиях по робототехнике и легоконструированию.
Центр является базой поддержки детей, обладающих техническими
способностями. Перед школьниками открываются широкие возможности реализации
своих творческих замыслов. В основе функционирования центра лежит образовательная программа «Робототехника»,
элементы которой представлены в статье.
Развитие технических
способностей средствами центра образовательной робототехники.
В современном мире стремительно
развивается техническая отрасль. Сложившиеся условия служат
предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей
безграничный потенциал в биологическом отношении. На первый план выступает
задача поиска подходов, технологий, методик для реализации творческого
потенциала, выявления скрытых резервов личности.
Федеральный
государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования. Государство
делает социальный заказ на личность:
·
способную
использовать приобретенные знания и умения для творческого решения
несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских),
технологических и организационных задач;
·
способную решать проблемы
творческим и поисковым путём;
·
умеющую планировать,
контролировать и оценивать учебные действия;
·
определяющую эффективные
способы достижения результата;
·
использующую различные
способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации [6].
Исходя из этого, первоочередная задача
образовательной системы обеспечить реализацию установок заявленных государством
и обществом. Необходимо организовать сопровождение ребёнка таким педагогом, который будет способствовать
развитию творческого потенциала личности, а также создание специальных условий
для расширения возможности изобретательства, свершения творческого замысла, проведение
опытно-поисковых исследований школьниками, совершенствование способностей
одарённых и талантливых детей.
Б.М. Теплов под способностями понимает –
индивидуально-психологические качества, от которых зависит успешность
выполнения деятельности и которые не сводятся к знаниям и умениям [2]. С.Л. Рубинштейн рассматривает
способности как свойства и особенности (индивидуальные особенности) человека, которые
делают его пригодным к успешному выполнению определённых видов
общественно-полезной деятельности [5]. Способности
определяют успехи человека в каких-либо видах деятельности. Это могут быть
способности музыкальные, художественно-творческие, литературные, лингвистические,
математические, технические, спортивные и так далее.
Рассмотрим понятие
технические способности в психолого-педагогической литературе.
Технические способности
- взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга личностные качества:
к обращению с техникой, к пониманию техники, к изготовлению технических устройств,
к техническому изобретательству. При этом стоит учитывать, что такая работа
требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития мелкой
моторики рук, ловкости. Л. Терстон рассматривает технические способности как
общие умственные [8]. Исследователи
В.Ю. Шурыгин, А.В. Дерягин под техническими способностями понимают
взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга качества к пониманию
вопросов, связанных с техникой, к изготовлению технических устройств, к
техническому изобретательству. Это способности, которые выявляются в
непосредственной работе с техническим оборудованием или его различным частями.
При этом такая работа требует особого рода умственных способностей, а также
высокого уровня развития сенсомоторных способностей [1].
На наш взгляд технические
способности – это личностные качества человека, позволяющие ему достигать
особых успехов при создании различных приспособлений, механизмов и устройств. У
такой личности должна быть хорошо сформирована мелкая моторика, пространственное
представление, логическое мышление, а также должен быть высокий
интеллектуальный уровень.
В МБОУ НОШ № 95 г. Челябинска развитию
технических способностей у школьников способствует центр образовательной
робототехники, который был
создан в 2012 году. Нами была разработана
образовательная программа по «Робототехника».
Цель программы: развитие общеучебных навыков детей
старшего дошкольного возраста и учащихся 1-4 классов с помощью моделирования и
программирования конструктора «Лего».
Задачи программы:
-
развитие общеучебных, коммуникативных умений;
-
формирование элементов информационной культуры через навыки информационного
видения явлений и процессов окружающего мира при создании моделей (текст,
диаграмма, рисунок, модель конструктора);
-
формирование навыков программирования;
-
развитие образного и логического мышления, мелкой моторики руки и творческих
способностей;
-
развитие технического мышления, формирование умения самостоятельно решать
поставленную задачу через реализацию метопредметных связей;
-
развитие коммуникативных умений и способность строить комфортные
коммуникативные отношения в микрогруппе и коллективе.
- создание условий для творческого развития личности
ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактика асоциального поведения.
Образовательные
конструкторы позволяют учащимся:
-
проявлять творческих подход к решению поставленных задач;
-
распределять обязанности в группе;
-
создавать программируемые модели реальных и фантастических объектов [7].
Особенностью
реализации программы является использование образовательных конструкторов, так
как образовательный конструктор и программное обеспечение к нему представляют
детям прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Учение происходит
успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного
продукта. Важно, что в конструировании и программировании ребенок строит свои
знания, а учитель лишь консультирует работу. Программное обеспечение отличается
понятным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в
опытного пользователя. На занятиях мы используем следующие формы работы: эвристическая беседа, решение проблемных задач,
практическая работа (конструирование и программирование), викторины, игровые
приёмы и др.
Курс
программы рассчитан на обучение в течение одного учебного года 1 раз в неделю.
Содержание дополнительной
образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора
«Первые механизмы»,
№
п/п
|
Название
раздела
|
Количество
часов
|
|
По
авторской программе
|
По
рабочей программе
|
||
1.
|
Введение.
|
1
|
1
|
2.
|
Знакомство с LEGO. Первые конструкции
|
15
|
15
|
3.
|
Знакомство и
программирование LEGO education «WeDo»
|
17
|
17
|
ИТОГО:
|
33
|
33
|
1 год обучения
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием
конструктора
Раздел
|
Дата
|
Тема урока
|
Основные виды и формы деятельности
ученика
|
|
п/п
|
п/ф
|
|||
Введение
|
Введение.
История LEGO. Первые конструкции.
|
Рассказ истории LEGO. Просмотр отрывка из мультика об
истории. Знакомство с деталями. Игра «Сделай как я»
|
||
Знакомство
с LEGO. Первые конструкции
|
LEGO
«Железная дорога» паровозы,
пассажирский поезд
|
Урок проводится в форме викторины,
загадки, ребусы по теме. Конструирование. Выставка работ.
|
||
LEGO
«Железная дорога» товарный поезд, станция, перрон, депо, вокзал.
|
Коллективная работа -
конструирование вокзала.
|
|||
LEGO
«Город» дом для семьи.
|
Беседа «Какие бывают дома»,
конструирование дома для семьи.
|
|||
LEGO
«Город» небоскрёбы, сады и памятники города
|
Коллективная работа -
конструирование городских улиц.
|
|||
LEGO
«Город» большая городская больница,
большой зоопарк
|
Задание-шифр – дети разгадывают
задание и делают конструкцию по замыслу. Выставка работ.
|
|||
LEGO
«Город» пожарная станция, полицейский
участок
|
Беседа о городских службах, об их
значимости. Творческое конструирование пожарной станции и полицейского
участка.
|
|||
LEGO
«Город» школы, магазины, строительная площадка
|
Коллективное сочинение сказки о
городе. Конструирование. Выставка работ.
|
|||
LEGO
«Транспорт» легковой и грузовой транспорт
|
Игра «Светофор». Презентация
«Какой бывает транспорт». Изобретение нового вида транспорта.
Конструирование.
|
|||
LEGO
«Транспорт» пассажирский и служебный
транспорт
|
Беседа «Как вести себя в
общественном транспорте», «Какой бывает служебный транспорт».
Конструирование. Выставка работ.
|
|||
LEGO
«Транспорт» строительный, воздушный и
водный транспорт
|
Игра «Пульт». Конструирование.
Рассказ о конструкциях.
|
|||
LEGO
«Транспорт» авторемонтная мастерская
|
Конструирование универсального
транспорта. Сочинение рассказа об изобретённом транспорте. Работа в паре.
|
|||
LEGO
«Космос» космодром, космическая станция
|
Игра «Да, нет». Эвристическая
беседа «Что я знаю о космосе». Конструирование в группах.
|
|||
LEGO
«Космос» Шаттл
|
Урок-путешествие. Конструирование
космического корабля.
|
|||
LEGO
«Космос» звери, рыбы, птицы, насекомые
|
Игра «Цепочка». Конструирование.
Выставка и творческий рассказ о конструкции.
|
|||
LEGO
«Животные» динозавры
|
Игра «Машина времени».
Конструирование древних животных. Выставка работ.
|
|||
LEGO education «Первые механизмы»
|
LEGO
«Первые механизмы».
|
Презентация «Язык LEGO». Конструирование
|
||
LEGO
«Первые механизмы». Зубчатые передачи, ременные передачи.
|
Конструирование моделей с
повышенной передачей движения; с пониженной передачей движения. Сравнение
получившихся моделей в действии.
|
|||
LEGO
«Первые механизмы». Нестандартные соединения
|
Конструирование с использованием
различных соединений и при помощи различных фиксаторов. Выявление наиболее
устойчивого соединения.
|
|||
LEGO
«Первые механизмы». Качели
|
Конструирование по технологическим
картам
Решение проблемных задач
|
|||
LEGO
«Первые механизмы». Вертушка
|
Решение проблемных ситуаций.
Конструирование по технологическим картам. Экспериментирование, решение
проблемных задач.
|
|||
LEGO
«Первые механизмы». Машинка со спидометром
|
Игра «Зеркало». Конструирование,
решение проблемных задач
|
|||
LEGO
«Первые механизмы». Машинка с механическим двигателем
|
Схематичная зарисовка (вид сверху,
сбоку, прямо). Конструирование по технологическим картам. Экспериментирование
|
|||
LEGO
«Первые механизмы». Хоккеист
|
Конструирование по технологической
карте. Игра в мини-хоккей
|
|||
LEGO
«Первые механизмы». Собачка
|
Игра «Узнай по голосу»
Конструирование. Выставка работ.
|
|||
LEGO «WeDo» Знакомство с деталями
и программированием
|
Презентация
«Язык LEGO».
Создание элементарных программ.
|
|||
LEGO «WeDo» мотор и зубчатые
колёса
|
Конструирование
моделей с повышенной передачей движения; с пониженной передачей движения.
Сравнение получившихся моделей в действии.
|
|||
LEGO «WeDo» шкифы
|
Конструирование
с использованием различных соединений и при помощи различных фиксаторов.
Выявление наиболее устойчивого соединения.
|
|||
LEGO «WeDo» датчики
|
Исследование
датчиков. Лаборатория LEGO «WeDo».
|
|||
LEGO «WeDo» колёса и кулачок,
вертушка
|
Решение
проблемных ситуаций. Конструкции с различными типами колёс.
|
|||
LEGO «WeDo» Язык программирования
|
Изучение
программы, составление простейших программ для своих конструкций.
|
|||
LEGO «WeDo» творческий проект
|
Конструирование
под диктовку (проверочная работа). Творческие проекты из конструктора LEGO
«WeDo»
|
|||
Творческая проектная работа
|
Конструирование
и презентация своих работ
|
Содержание дополнительной
образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора NXT с детьми 8-9 лет
(2 класс)
№
п/п
|
Название раздела
|
Количество часов
|
|||
По авторской программе
|
По рабочей программе
|
||||
1.
|
Введение
|
2
|
2
|
||
2.
|
LEGO «WeDo»
Программирование
LEGO «WeDo»
|
26
|
26
|
||
3.
|
Создание проекта
|
5
|
5
|
||
ИТОГО:
|
33
|
33
|
|||
2
год обучения
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием
конструктора LEGO «WeDo», NXT с детьми 8-9 лет ( 2 классы)
Раздел
|
Дата
|
Тема урока
|
Основные виды и формы деятельности
ученика
|
|
п/п
|
п/ф
|
|||
Введение
|
Введение. История LEGO. Первые конструкции.
|
Рассказ
истории LEGO.
Знакомство с деталями. Игра «Сделай как я»
|
||
Роботы вокруг нас. Техника безопасности на уроке.
|
Беседа,
просмотр презентации «Роботы вокруг нас». Показательное выступление робота
|
|||
Конструирование LEGO
«WeDo»
Программирование WeDo
|
LEGO «WeDo» обезьянка-барабанщица
|
Игра
«Зеркало». Конструирование обезьянки-барабанщицы, создание музыкального
оркестра.
|
||
LEGO «WeDo» голодный аллигатор
|
Схематичная
зарисовка (вид сверху, сбоку, прямо). Конструирование хищника.
|
|||
LEGO «WeDo» рычащий лев
|
Использование
датчиков движения и датчиков звука. Урок проводится в игровой форме.
Групповая работа.
|
|||
LEGO «WeDo» зоопарк
|
Игра
«Узнай по голосу» Конструирование. Выставка работ.
|
|||
LEGO «WeDo»
футбольный матч
|
Конструирование.
Игра «Футбол».
|
|||
LEGO «WeDo» спасение
самолёта
|
Решение
проблемных ситуаций. Использование моторов LEGO «WeDo». Конструирование.
|
|||
LEGO «WeDo»
непотопляемый парусник
|
Эвристическая
беседа. Игра «Лабиринт». Конструирование парусника с двигательными
механизмами.
|
|||
LEGO «WeDo» певчие
птички
|
Беседа
о птицах. Конструирование и программирование певчих птиц. Решение проблемных
задач.
|
|||
LEGO «WeDo» волчёк
|
Конструирование
и программирование крутящейся конструкции волчёк-юла.
|
|||
LEGO «WeDo» порхающая
птица
|
Конструирование
механизма с использованием моторов и датчиков.
|
|||
LEGO «WeDo» работа по
схеме
|
Конструирование
проекта помощник диск-жокея. Игра «Угадай мелодию».
|
|||
Итоговое занятие по работе с «WeDo»
|
Создание
собственного проекта «WeDo»
|
|||
Конструирование
тележки NXT
|
Повторение техники безопасности.
Конструирование по инструкции. Работа в паре.
|
|||
Микропроцессоры,
датчики, порты, моторы и правила работы с ними.
|
Исследование возможностей моторов,
датчиков, портов. Изучение основного меню блока NXT
|
|||
Пикторграммы и их
соединение.
|
Изучение программы NXT 2.0. Основные пиктограммы,
возможности соединения.
|
|||
Палитра команд.
|
Изучение основной палитры команд
(движение, запись, звук, экран, цикл)
|
|||
Программирование
датчика света
|
Программирование.
Обнаружение черты. Реакция на свет. Движение по чёрной линии.
|
|||
Программирование
датчика звука
|
Программирование. Обнаружение звука.
Управление скоростью по звуку.
|
|||
Программирование
датчика касания
|
Программирование. Обнаружение касания.
Создание сенсорного бампера. Создание пульта из датчиков касания.
|
|||
Создание проекта
|
Программирование
датчика движения
|
Программирование. Определение
расстояния. Контроль расстояния. Сенсорный бампер.
|
||
Сохранение команд,
программ
|
Сохранение команд, программ на
компьютере, на блоке NXT. Чистка памяти блока NXT.
|
|||
Конструирование и
программирование движения и поворотов
|
Программирование движения по квадрату,
разворот на месте, ускорение, плавный поворот.
|
Содержание дополнительной
образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора NXT с детьми 9-10 лет (3-4 класс)
№
п/п
|
Название раздела
|
Количество часов
|
|||
По авторской программе
|
По рабочей программе
|
||||
1.
|
Введение
|
2
|
2
|
||
2.
|
Конструирование
и программирование «Экограда»
|
5
|
5
|
||
3.
|
Программирование и конструирование
NXT
|
21
|
21
|
||
4.
|
Создание проектов
|
5
|
5
|
||
ИТОГО:
|
33
|
33
|
|||
2 год обучения
Учебно-тематический
план дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием
конструктора NXT
с детьми 9-10 лет
( 3-4 классы)
Раздел
|
Дата
|
Тема урока
|
Основные виды и формы деятельности
ученика
|
|
п/п
|
п/ф
|
|||
Введение
|
Повторение. Структура интерфейса, меню, панели
инструментов окна.
|
Беседа.
Просмотр презентации «Язык Lego». Повторение основных элементов программирования. Игра
«Пульт»
|
||
Техника безопасности. Моделирование, конструирование
моста.
|
Обсуждение
техники безопасности и правил поведения в классе. Конструирование различных
моделей мостов: разводной, передвижной, с укреплениями. Выявление наиболее
устоичивой конструкции
|
|||
Конструирование и программирование «Экограда»
|
Конструирование, программирование «Экогорода»
|
Эвристическая
беседа о городах их системах жизнеобеспечения. Конструирование «Экогорода»
Программирование конструкций NXT, исследование функциональности «Экогорода». Решение
проблемных задач. Проведение соревнований, прохождение многоуровневой системы
в «Экограде».
|
||
Пикторграммы и их соединение. Ветвления по датчикам.
|
Повторение
и углубленное изучение программного обеспечения NXT. Особенности программирования
датчиков
|
|||
Использование цикла и ветвления по датчикам.
|
Программирование
робота на повторение действий и выполнение условий
|
|||
Задачи на программирование сервомоторов
|
Решение проблемных задач.
Ускоренное движение робота, движение вперёд, назад, движение по спирали
|
|||
Программирование и конструирование NXT
Создание проектов
|
Дорожка с двумя программируемыми датчиками
|
Конструирование. Программирование.
Прохождение дистанции
|
||
Соревнования -сумо
|
Урок-состязание.
Конструкции с пониженной передачей. Выявление самого сильного робота. Задача
вытолкнуть соперника из круга.
|
|||
Соревнования -спринтер
|
Урок-состязание.
Конструкции с повышенной передачей. Выявление самого быстрого робота.
|
|||
Программирование дистанционного управления с датчиками
касания, звука и цвета
|
Программирование.
Изучение свойств датчиков. Использование устройства блютуз.
|
|||
Создание модели,
идущей по полосе препятствий.
|
Констуирование
модели для полосы препятствий. Программирование.
|
|||
Создание полосы препятствий к программе робота
|
Программирование.
Решение творческих задач.
|
|||
Работа по технологическим картам
|
Самостоятельная
работа. Чтение программ. Создание программы для робота NXT
|
|||
Конструирование гоночной машины
|
Конструирование
по схеме. Программирование, решение проблемных задач
|
|||
Конструирование и программирование робота-наездника
«Сегвэй»
|
Конструирование
по схеме. Программирование, решение проблемных задач
|
|||
Сборка и программирование робота «Альфарекс»
|
Конструирование
по схеме. Программирование, решение проблемных задач
|
|||
Дистанционное управление роботом.
|
Программирование.
Использование функции блютуз. Управление при помощи другого робота, при
помощи телефона
|
|||
Конструирование и программирование «Робота -трансформера»
|
Конструирование
по схеме. Программирование, решение проблемных задач
|
|||
Творческие проекты
|
Самостоятельная
работа. Конструирование, программирование. Защита проектов
|
Информационная
карта
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. педагога
|
Елпанова Наталья Павловна |
Тип программы
|
Адаптированная |
Образовательная область
|
Научно-техническая |
Направленность деятельности
|
Интеллектуальная |
Способ освоения содержания образования
|
Творческо-исследовательский |
Уровень освоения содержания образования
|
Общекультурный |
Уровень реализации программы
|
Начальное основное образование |
Форма реализации программы
|
Индивидуально-групповая |
Продолжительность реализации программы
|
2 года |
Таким образом, обобщая выше изложенное, мы пришли к
выводу о том, что центр образовательной
робототехники становится базисом развития технических способностей у детей. Развитие
технических способностей у школьников - это целенаправленное взаимодействие
значимых взрослых с ребёнком по развитию его сенсомоторных возможностей (это
активное конструирование), пространственного и творческого мышления (моделирование своего замысла и
умение читать технологические карты), обеспечивающих основу индивидуальных
способностей в области технического творчества.
Мониторинг осуществляется через наблюдение за
работой учащихся в паре на занятиях и анализе продуктов совместной (2 человека)
деятельности по следующим показателям:
- освоена сборка модели конструктора Лего
серий WeDo и NXT;
- способны различать типы алгоритмов по
последовательности шагов;
- умеют составлять простые программы для
роботов с датчиками;
- владеют основными способами создания
программируемых моделей по собственному замыслу.
Выход: командное участие в ежегодных
городских конкурсах по робототехнике.
Библиографический
список:
1. Кураев Г.А. Психология
человека / Г.А. Кураев, Е.Н Пожарская - DJVU. Ростов-на-Дону, 2002. - 232 с.
2. Лейтес
Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: избранные труды / Н.С.
Лейтес. – М.: Издательство Московского психолого-социального института;
Воронеж: ИздательствоНПО «МОДЭК», 2003. – 464 с.
3. Образовательная
робототехника в дополнительном образовании школьников: Методическое пособие
/Сост. Гинзбург Е.Е., Винокуров А.В.-Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011.-36с.
4. Ридецкая О.Г. Психология
одаренности / О.Г. Ридецкая - Учебно-практическое
пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 374 с.
5. Трубайчук Л.В.
Феноменология развития одарённости детей дошкольного возраста / Л.В.
Трубайчук. – М.: Баласс, 2010. – 166 с.
6. Филиппов
С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов.-СПб.: Наука,
2010.-195с.
7.
ФГОС
Начальная школа. Утвержден
приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26
ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
8. Электронный ресурс:
[http://ru.wikipedia.org].
Комментариев нет:
Отправить комментарий